Всё началось, а может быть, и не началось летом 1993 года в летнем лагере для музыкантов-виртуозов недалеко от Хельсинки. Антеро (Antero Manninen), который был в лагере не первый раз, поручили ознакомить с лагерем двух новеньких – Макса (Max Lilja) и Эйно (Eicca Toppinen). Они быстро сдружились, как в поговорке: виолончелист виолончелиста видит издалека (по вывихнутой левой руке). Знакомство в лагере было организовано штатными психологами как концерт для "внутреннего пользования", на котором музыканты пытались отразить себя и свои вкусы.
И вот в один из холодных летних финских вечеров эта троица раздумывала, что бы показать на этом концерте (а попросту - соображала на троих), Эйно и Макс - два любителя тяжёлой музыки - высказали предложение сыграть на этом концерте Металлику. Антеро сказал, что Металлика - это плохо и они оба сумасшедшие, и они продолжили возлияния. Так в знакомствах и возлияниях прошли добрых три дня, до концерта оставалось два дня, а идей для исполнения, кроме "пьяной" идеи Макса не было и, припахав к этому делу ещё одного виолончелиста, давнего друга как Антеро, так и Макса и Эйно, Пааво (Paavo Lötjönen), они принялись за дело. Антеро пару раз пытался "отмазаться" от этого безумства, но его сдерживал проигранный спор с Максом о том, что Макс не ВЫПЬЕТ бутылку подпольно доставленной водки (из России! на 99%). Квартет (для неграмотных - это четыре музыканта) сделал эту работу... и вот день концерта: полупустой зал, преподователи, воспитатели, "осуждённые" и вот выступают ОНИ. И.....и ничего. При объявлении авторов композиций (Хэтфилд, Улрих и иже) они видят лица преподавателей с огромным вопросом, играют пять композиций, аранжированных Эйно, и уходят даже разочарованными. Квартет уходит со сцены и пытается забыть эту неудачу...
Прошло два...
... года. За это время Эйно берёт псевдоним Эйкка (от своей клички), из-за того, что когда он ездил по всевозможным конкурсам по Европе, часто его объявляли с неправильным ударением, и его имя звучало как женское, это его, конечно, страшно бесило, и в историю он вошёл, как Эйкка Топпинен, но Эйно оставил для "домашнего пользования» (Финляндии). Вся четвёрка учится в Академии музыки имени Яна Сибелиуса, из которой также вышли Тарья Турунен (Nightwish), клавишник и второй гитарист Children of Bodom. Но, как известно - сытый студент хорошо, но голодный - лучше. Вся четвёрка пытается заработать, но не как в России, где студенты зарабатывают, чем придётся, а как в стране с очень высоким уровнем жизни, где студенты подрабатывают только по будущей специальности. Они носятся по маленьким концертам, а также по очень маленьким, занимаются репетиторством, играют в том числе и на похоронах, рады любой возможности поиграть. И вот однажды оччень холодный финский зимний вечер прибегает в общагу немного "подогретый" Пааво и говорит, что он договорился о концерте в рок-клубе Teatro. Его чуть не убивают остальные. С горя продолжают активно выпивать, и поступок Пааво на их взгляд уже не выглядит таким уж безрассудным. Эйкка и Макс вспоминают о давнем эксперименте, Антеро пытается их отговорить ... и через два дня взяв ноты, не запыленные, - они поигрывали их на досуге, они отправляются на концерт, всё же чуть побаиваясь, и не забыв спросить, где чёрный выход у клуба. Это было 18 декабря 1995 года - день рождения АПОКАЛИПТИКИ.
Сначала публика откровенно "уходит в осадок", но постепенно врубается и начинает подпевать. После этого группа играет два раза эту программу в стенах родной академии, придумывает себе название (Apocalyptica), даёт концерты в клубах Хельсинки и пригородах, пробует работать с вокалистами, тогда же они играют с очень молодым Пертту Кивилааксо (Perttu Kivilaakso) (он заменял Макса на одном из концертов, он хочет продолжать это, но ребята бояться за его музыкальную карьеру...). Однажды, после такого концерта к ним подошёл представитель звукозаписывающей компании Zen Garden и предложил записать альбом. Ребята, мягко говоря, обалдели - студенты не мыслили о славе, мечтали сходить на какой-нибудь большой рок-концерт, а тут такое, причём совсем не связанное с классической музыкой... И понеслось...
Перед началом записи альбома ребята посылают Металлике кассеты с их песнями, сыгранные несколько "нетрадиционным составом" для музыки такого жанра. Металлика осталась довольной... При записи альбома парни подобрали то, что сыграли, а не взяли из какой-нибудь книжки с нотами. И как подобрали - нотку в нотку (все треки аранжированы Эйккой). Кто знает ноты, поймёт какая это титаническая работа... И вот он записан - "Plays Metallica By Four Cellos" ("Играем Металлику на четырёх виолончелях"). Название, правда, звучит как название самоучителя для тупых америкосов, но оно прогремело на весь мир. В буклете к диску Апокалиптика хвастается своими старыми и, следовательно, очень дорогими инструментами. Кстати - худший альбом Апокалиптики, но не потому, что он плохой, просто остальные гораздо лучше...
А дальше: Апокалиптика выступает вместе с такими группами как Sex Pistols, Leningrad Cowboys и Sepultura, гастролируют. (В начале 1997 года последовало первое заграничное турне, но ещё до этого Апокалиптика была специально приглашены на разогрев к Металлике, пока только на разогрев)... Осенью'96 Апокалиптика выпускает "Рождественский сингл" ("X-mas single", "Apocalyptica"), всего с двумя песнями, среди которых Детская рождественская Баллада, европейская Ёлочка, Oh Holy Night и Little Drummerboy - тоже детская песенка.
Записывая свой "первенец", Апокалиптика не ожидала успеха и продолжения этого эксперимента. И ребята решают продолжать. На подходе был второй альбом, и Апокалиптика перед его выходом выпускает сингл - "Harmageddon" - который содержал первую песню Апокалиптики, а не кавер, и понимающие люди уже зациклили на "repeat" первый трэк сингла - Harmageddon. А потом выходит второй альбом - "Inquisition Symphony" ("Симфония Инквизиции"), на нём Metallica (четыре песни), Sepultura (два трека) (среди них - самая тяжёлая вещь, которую исполняет Апокалиптика - Refuse, Resist) и по одному - Pantera и Faith No More, а также три вещи, написанные Эйккой (Harmageddon, M.B.(Metal Boogie), Toreador). Альбом вышел гораздо тяжелее и агрессивнее, а сыграно всё просто гениально. После выхода группа отправляется на гастроли. Теперь группа занимает очень много времени - Макс и Эйкка уходят в академический отпуск, а потом и Пааво, и Антеро тоже выходят в академический отпуск...
Итак, 2000-ый. Во время записи альбома в группе происходит замена. Группу покидает Антеро и приходит Пертту Кивилааксо, кумир всех фаноток группы т. к. холостой. Антеро уходит вполне мирно, заблаговременно подыскав себе замену - Антеро больше нравится карьера классического музыканта, а он - метал-звезда... Он закончил Академию имени Яна Сибелиуса уже в конце 1999. И вот он - "Cult" ("Культ") - лучший альбом группы, хотя нет лучший, надеюсь ещё впереди. А на нём: две песни Металлики, одна классическая пьеса ("В пещере горного короля" (Hall of the Mountain King) Эдварда Грига, который каждый раз переворачивается в гробу при её исполнении), а также - десять офигеннейших песен Эйкки. И вот уже у очень многих в графе любимый композитор стоит "Топпинен"... Каверы особого внимания не заслуживают. Также Эйкка записал для альбома партию контрабаса. Титаническая работа на студии видна невооружённым взглядом. Один из главных секретов «Культа» - очень много виолончелей - чуть ли не 100. Также для альбома Эйкка записал партию контрабаса. Официальный релиз – 25 октября.
А потом, для одних трагедия, для других радость, а для третьих – просто эксперимент, выпущенный в виде сингла – Path vol. 2 feat. Sandra Nasic (Guano Apes) (Path том второй в соавторстве с Сандрой Назич (Guano Apes). В душах поклонников он остался как эксперимент и как первый блин – комом.
Также в 2001 году Апокалиптика песню Апокалиптики с вокалом – Hope vol. 2 feat. Matthias Sayer (Farmerboys). Выходят синглы на Path vol. 2 и Hope vol.2. На сингле(Hope vol. 2) также присутствуют две интересные вещи, записанные для "Inquisition Symphony", но не попавшие на диск – South of Heaven & Mandatory Suicide (Slayer) и My Friend of Misery (Metallica). После выхода "Культа" Апокалиптика издаёт концерт (Live in Munich (Мюнхен)).
В поддержку альбома Апокалиптика даёт гигантский тур. Около 200 концертов менее чем за 2 года. В декабре 2002 года, во время созидания “Reflections”, группу покидает Макс Лилья. Он после этого очень тяжелого времени перестал находить общий язык с Эйккой. Эйкка говорит, что покинет группу, но так как без Эйкки это была бы не Апокалиптика, Макс уходит из группы.
Месяц абсолютного молчания от группы. Все СМИ уже раструбили об уходе Макса, а поклонники группы тихо глотают валидол и седеют. И вот заявление Эйкки: "Группа продолжает втроём, вопрос о замене пока не стоит, но Эйкка слёзно просит вернуться Антеро. Он отказывается, но обещает помочь на живых шоу. Он поучаствует в записи некоторых трэков альбома, который пока еще не созрел в голове Эйкки…"
У группы «синдром лета» - хроническая болезнь многих финнов. Но осенью дело пошло на лад – и в феврале 2003-го выходит “Reflections” («Размышления») (хотя был обещан к осени 2002). Он получает очень неоднозначные оценки. Апокалиптику обвиняют в коммерциализации своего творчества и "опопсении", что очень спорно. Некоторые начали находить «попсовость» уже и на «Культе». Ругают также за потерю оригинальности – прежде всего за ударные на альбоме (Их на пяти трэках записал Dave Lombardo (Дэйв Ломбардо) (экс-Slayer)), который, несмотря на свою именитость, отыграл свои партии далеко не на "отлично", в отличие от виолончелистов, которых на альбоме девять, скрипача, контрабасиста, трубача, пианиста и второго ударника (Sami Kuoppamaki), который сыграл просто, но со вкусом. И есть индивидуумы, превозносящие «Культ» и ненавидящие «Размышления». А есть и такие, которые говорят, что из-за такой электронизации Апокалиптика почти ничего не может сыграть вживую. Но они плохо знают этих виртуозов своего дела. Сыграно почти всё идеально, но если говорить о действительно реальных и серьёзных претензиях к “Reflections”, то это - к композиторскому началу альбома. Хотя говорят, что такие хиты как Harmageddon, Path, Struggle, Romance, In Memoriam, Beyond Time, Hope, Kaamos, Coma пишут один раз в жизни…(но на четвёртке тоже есть свои хиты, но чего там точно нет от «Культа», так это таких фишек как интро Path, ужаса Struggle (которой только ужастики сопровождать), лиризма Romance, сирены в In Memoriam, треугольника в Hyperventilation, чаек в Beyond Time, финала Kaamos, аморфизма Coma). Очень интересными выглядят две вещи, которые Эйкка побоялся выложить на стандартном издании альбома, и издал только на виниле и «исправленном» издании, которого ещё нет даже в задумке. Это Leave Me Alone (Эйкка Топпинен) и Delusion (Пертту Кивилааксо). Обе песни полны электронного звука и очень большую роль занимают ударные. Большинство слушателей говорят, прежде всего, о том, что если на остальном “Reflections” нет перебора электричества, то в этих двух песнях присутствует эта самая грань.
И вот уже рецензенты о новом альбоме только начали брызгать слюной и соплями, как выходит, в общем-то, ожидаемая, Faraway vol. 2 feat. Linda Sundblad (Lambretta, Швеция). Faraway – шикарнейшая баллада, с фортепиано (хотя многие считают, что когда этот же ход, что играет фортепиано, играется пиццикато на виолончелях, то звучит лучше), простая до гениальности, очень мелодичная и певучая, так и напрашивалась на vol. 2. Но результат разочаровал многих. А вот лирика, написанная Линдой и ещё одним кадром (Брэди Блэйд (Brady Blade)), отличная. На сингле Faraway vol.2 присутствует также ещё одна песня, написанная Пертту, Perdition – классная возвышенная вещь, очень оригинальная.
После записи альбома Апокалиптика отправляется в тур, в котором участвуют два неофициальных члена Апокалиптики – Антеро Маннинен и Микка Сирен (Mikko Siren (ударные)). Антеро мотается между Апокалиптикой и работой, так что иногда всё же Апокалиптике приходилось играть «на трёх виолончелях», и на нескольких шоу отсутствовал Пааво, и Эйкка отмазывался: “Tonight we are only three cellos, because Paavo became father this week”. Во время передышки в туре группа записывает кавер на старую песню Rammstein’а - Seemann (Apocalyptica feat. Nana Hagen - Seemann). Это первый кавер Апокалиптики с вокалом, и первая песня с вокалом без vol. 2. Вокал исполнила пенсионерка панк-рока, фанатами которой являются Горшок и Князь («Король и шут») – Нина Хаген (Nina Hagen). В конце 2003-го выходит “Reflections Revised” – версия “Reflections” со всеми бонусами синглов, а также с DVD-диском, с тремя клипами, интервью и несколькими видео с живых шоу – очень интересная вещь (хотя mp3 с аудио диска можно найти в Интернете, то огромный интерес имеет DVD).
Долгое затишье до ноября 2004-го. А потом – шокирующая новость: Апокалиптика записывает сингл (Bittersweet) в соавторстве с Ville Valo (HIM) и Lauri Ylonen (The Rasmus). Обе эти личности поют легковатый метал, иногда встречающийся даже в фонотеках любителей попсы… Поклонники Апокалиптики уже не просто седеют, а уже теряют волосы. Но а результат – отличная баллада, за которою некоторые недалёкие личности будут обвинять Апокалиптику в «опопсении», даже не послушав её. Также на сингле присутствует (кроме нескольких версий Bittersweet) – Miscontruction – она полна уже не электричества, а красивых и оригинальных эффектов. А больше всего она определяется как гармоничный гибрид «Культа» и «Размышлений». Если такой будет вся пятёрочка, то она, скорей всего, перебьёт «его величество «Культ». Он выйдет 24 января 2005-го, и называется очень просто – “Apocalyptica”.
И вот первые новости о новом альбоме – Лаури отметился не только на песне Bittersweet, но также и на треке Life Burns. Для альбома Эйккой было написано 17 песен (вошло 8 – меньше половины, от того, что написал), 3 Пертту (вошли все, но у него были ещё несколько блэкушных вещей), также несколько вещей написал Пааво, но как пояснил Эйкка, «они не вписались в тематику альбома». Итого: 11 песен + один «скрытый» трэк - En Vie – трэк номер 2 альбома (Quutamo) с вокалом на французком, исполненный некой Manu. Вообще альбом получился очень меланхоличным, его философию отражает лучшаа песня на альбоме, если не во всём творчестве Апокалиптики – Ruska. Вообще две песни на альбоме носят название на финском. Это Quutamo (=Kuutamo – Лунный свет) и Ruska (Золотая осень). Мы уже встречались с такой практикой на «Культе» (Kaamos – Полярная ночь и Cohkka - Гора). Очень сильны две вещи Пертту – Betrayal/Forgiveness и Farewell. Farewell вполне может соперничать с такими хитами Эйкки как Harmageddon, Path, Romance, Ruska. Oб Betrayal/Forgiveness стоит сказать отдельно, и не потому, что на этом трэке на ударных играет Дэйв Ломбардо (На остальных трэках альбома – Микка Сирен), а потому, что это ПЕСНЯ С ВОКАЛОМ. Там поёт Пертту с гроулингом, он же написал стихи.
После выхода альбома (14 февраля) следует издание ещё одного сингла - “Wie Weit”. Это Quutamo (инструментальная версия) и три версии этой песни с вокалом на разных языках. На английском (How Far) и немецких (Wei Weit) языках лирику исполнила Marta Jandova (Die Happy, Германия). Французкая версия - En Vie уже известна. В апреле следует ещё один сингл - Life Burns.
Апокалиптика записывает песню, сочинённую мастером рингтонов Шельгиным – саундтрэк к фильму Бой с тенью…